Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
ВНИМАНИЮ ФОРУМЧАН! Документальный фильм о Советской музыке
Автор: Lake 3.07.08 13:05 Сообщить модератору
Вкратце так: телеканал "Культура" будет снимать документальный фильм о Советской музыке из нескольких серий. Там будет конечно и эстрада, но они планируют освещать также и 30-е, и, конечно песни военных лет.
На меня вышла сценарист этого проекта с просьбой помочь с материалом для фильма. Я считаю что помочь нужно т. к. для нас это шанс донести нашу музыку до широкой телеаудитории. А наша помощь, возможно, позволит им снять не клюкву, а вполне серьезный документальный фильм.
Что нужно: нужно подумать, что можно рассказать о советской музыке 20-х - 40-х. Причем подумать в двух аспектах: во первых дать краткое, но серьезное представление о том, что же в музыке в это время происходило. И, во вторых, для связности нужны различные интересные истории, происходившие в то время, интересные истории отдельных песен и т. п. То есть все то, что может сделать рассказ не скучным и интересным зрителю (но при этом оставаться правдивым и познавательным).
Что-то я им уже рассказал, что-то еще расскажу. Но, само собой, коллектив может дать больше чем один человек. Соответственно у меня просьба к форумчанам -помочь с контентом: накидать в эту ветку того, что по вашему мнению может пригодиться в этом фильме. Глядишь, в итоге получится что-то стоящее...
Ну раз просили в эту ветку интересные факты, то почему бы и нет? В конце сентября 1945 года газета "Советское искусство" открыло дискуссию по вопросам развития песенного жанра и новых работ композиторов-песенников.
"Губину
Я думаю дело не столько в поиске записей, сколько в поиске идей, сюжета. Телеканал - небедная организация, записи они при необходимости и в радиофонде закажут."
Я не согласен. Кроме идеи надо указывать самые лучшие песни, а то к хорошей идее можно прицепить какую-нибудь штамповку. Кроме того, на самом деле главная наша цель - отнюдь не в рассказочной идее, а ошеломить качеством, силой и красочностью песен. А уж через них пройдет и _наша_ идея.
-----
А вот песня и идея, начнем с идеи:
--- Цитата из "Разных дней войны" Константина Симонова:
Вернувшись в Белград, я седьмого ноября был там на приеме, который маршал Тито устраивал в только что освобожденной от фашистов столице Югославии по случаю двадцать седьмой годовщины Октябрьской революции. И вдруг под конец этого вечера за столом югославские партизанские генералы запели старую красноармейскую песню двадцатых годов, напомнившую мне детство, военный городок, пехотное училище в Рязани и тогдашних краскомов — сослуживцев отца по этому училищу.
Эй, комроты !
Даешь пулеметы!
Даешь батареи,
Чтоб было веселее!
В Белграде пели эту песню так же, как пели тогда, в двадцатые годы, в Рязани, — озорно, лихо, с присвистом. И между моими детскими воспоминаниями и этой вдруг зазвучавшей в Белграде песней была какая-то очень важная для меня связь времен.
---------------
Цитату я взял с
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fmilitera.lib.ru%2Fdb%2Fsimonov_km%2F2_23.html&text=%D1%E8%EC%EE%ED%EE%E2%20%C1%E5%EB%E3%F0%E0%E4%20%EA%EE%EC%F0%EE%F2%FB%20%E4%E0%E5%F8%FC%20%EF%F3%EB%E5%EC%E5%F2%FB
(это сохраненная копия, почему-то не открывался исходник - http://militera.lib.ru/db/simonov_km/2_23.html )
Поиск по Яндексу на "Симонов комроты"
У меня эта песня называется
"Школа красных командиров (Эй, комроты, даешь пулеметы)"
==============
Можно сказать про "Эшелонную" - она о походе армии с беженцами из Донбасса к Царицыну во главе с Ворошиловым, о походе есть в фильме, название которого я забыл (мне тут подсказывали). Другой вариант названия - Песня о Ворошилове.
Всё зависит от того, какой формат выберет сценарист и начальство канала.
Если планируется что-то типа многосерийного киноконцерта, где будет минимум комментариев и будут просто даваться песни с клипами тех или иных исполнителей или же с какими-то историческими кадрами хроники, то это одно. А если планируется РАССКАЗ о советской песне и её истории и основных жанрах, то это совсем другое дело.
Кстати, радио-передача посвящённая Пахмутовой была достаточно умно и хорошо сконструирована и глупостей там не говорилось. Это неплохой пример. Хотя НИ ОДНОЙ откровенно политической песни Пахмутовой там тоже не прозвучало.
Это, вероятно, нынешнее Рязанское училище ВДВ.
Если они услышат эту песню и рассказ Симонова, то сильно подогреются. Заодно, может быть, почитают и Симонова.
Здесь в комменатрии к этой песне написано:
----------------
Arnold 27.08.06 21:18
Эту песню Д.Бедный (поэт революции, проживавший в ту пору на территории Московского кремля) написал про кремлёвскую Школу имени ВЦИК РСФСР (Училище имени Верховного Совета РСФСР)
-----------------------------------
Ну, она, конечно, перекочевала и в рязанскую школу краскомов.
Так что получается довольно увесистый связный сюжет
Мне кажется, в фильме следует коснуться такого уникального явления, как создание песенных циклов, посвященных одним и тем же героям. Это – цикл «Созвездие Гагарина» А. Пахмутовой и Н. Добронравова, а также ранее написанные пять песен А. Островского и Л. Ошанина («А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду», «Вот снова этот двор», «Детство ушло вдаль»), песни Э. Колмановского и Л. Ошанина «Бирюсинка» и «Таежный вальс».
А само это явление зародилось в народе. Безвестные сочинители слагали продолжение полюбившихся всем песен на ту же самую мелодию. В детстве я слышал продолжение «Одинокой гармони», начинавшееся со строки «Приоткрыв осторожно окошко…» – это девушка устремлялась на звуки гармони. Продолжение «Сормовской лирической» (а точнее, ответ на нее) заканчивалось такими словами: «И девушки наши не хуже, чем ваши – советские девушки все хороши!»
Я считаю, что надо идти по самым забойным песням в отношенгии силы слов и музыки и по тематикам - военная, общественная, лирическая и по времени: 20, 30, война, после войны. Получится как раз подходящее число кусков.
(Послевоенное - воспоминания о войне, послевоенное возрождение лирики, борьбв за мир)
Вы правы, конечно же. Но всё опять-таки зависит от сценария и содержательного направления фильма.
Если брать, скажем, советскую песню в самый ранний период её становления (1917-1930), то, естественно, должны прозвучать революционные песни, песни, рождённый на Гражданской войне (причем можно дать как и широкоисполняемые "По долинам и по взгорьям" и "Там вдали за рекой", так и когда-то очень известные, но уже в позднесоветский период порядком подзабытые "Мы красные солдаты" и "Вперед, краснофлотцы"). Конечно, не обойтись без эстрады того периода (блатные вещи Утесова, несколько танго, "Кирпичики"). Далее, скажем, дать пару пролеткультовских вещей. Даже можно дать "Тревожный марш" Эйслера, как песню солидарности рабочего класса мира с СССР, "Заводы, вставайте". А закончить "Юностью" М.Коваля и "Песню о встречном" Д.Шостаковича (хотя их можно припасти и для второй серии, которая бы рассказывала о песнях 30-х годов (до начала войны). Затем: военные песни. Затем: песни "позднего сталинизма". Затем - хрущевская оттепель. Итого 5 серий.
Если говорить о содержании - это некий обзор того, какая музыка звучала в разные эпохи. Обзор довольно краткий по времени т. е. слишком детальный рассказ не получится. Но может получиться вполне адекватное общее представление об эпохе.
Сатурн кстати написал довольно в тему, единственный вопрос в том, как будет распределяться время отведенное "кирпичикам" и советской песне :-(
Сообщение отредактировано модератором lake 7.07.2008 01:59
"Единственный вопрос в том, как будет распределяться время отведенное "кирпичикам" и советской песне :-( "
===================================================================
Совершенно верно! Передач про "кирпичики" было уже тьма тьмущая. А вот о других песнях - нет. Причём такой подход имеет свою интересную предысторию.
Собирать записи советских песен я начал где-то в 1985-88 гг. Конечно, по-детски. Но уже тогда я стал замечать вот что. Идёт по радио передача, скажем, о Дунаевском (помню, как я что-то "вылавливал" из радио-концерта, посвященного его 90-летию в 1990 г.) и вот диктор объявляет: мол, вы все, конечно, знаете такие песни композитора как "Марш энтузиастов", "Марш трактористов", "Широка страна моя родная", но пусть побольше звучат эстрадные и лирические произведения композитора. Такой подход укоренился именно тогда (а я подозреваю, что и даже пораньше - где-то с середины 70-х). Откровенно идеолические, политически заявленные мажорные песни стали ПОСТОЯННО замалчиваться и о них стали говорить как бы с чувством неудобства и стыда: мол, стыдно за весь мажорно-солнечный репертуар. Он, дескать, был фальшью, пряничными декорациями, которые скрывали за собой удручающую и жуткую реальность. Вот лирика и эстрада - это хорошо, это пусть звучит, а всё остальное, мол, уже так всем приелось, что и слушать неохота.
Самое что интересное, однако, что большинство из песен, которые были якобы фальшивыми и приевшимися, в течение многих лет уже очень редко звучали по радио. А о них продолжали говорить, что они, мол, всем хорошо известны и, дескать, настолько широко распространены, что вновь их слушать не имеет смысла. Хотя уже к тому моменту (середина 80-х гг) выросло целое поколение людей, которые в жизни своей и не слыхивали о "всяких" Бунчиковых, Виноградовых и прочих Михайловых! Если бы такой как наш сайт появился, скажем, году в 1987 в СССР, то он, на мой взгляд, имел такой же резонанс, как и сейчас. То есть редкость и забытость множества песен, представленных здесь, уже к началу 80-х годов была примерно такой же как и на сегодняшний день. :-)
Не забуду получасовую передачу о М.Блантере, которую сварганил Владимир Молчанов, сын композитора Кирилла Молчанова. То есть человек выросший в семье крупного советского композитора. Это был тихий ужас! Сразу начал проливать крокодильи слёзы о том, что Блантеру не удалось продолжать писать шансоны типа "Джона Грея", а пришлось писать такое воспевание бандитства как "Песня о Щорсе"! :-) Мне было просто смешно это слушать. Конечно, джазовые работы Блантера могут составить конкуренцию Гленну Миллеру, но зачем же порочить (и так глупо) такие шедевры как "Песня о Щорсе"?? И т.д.
1. Согласен с Доброжелателем. Даже лучше ничего после 50-х. Прежнее в отношении вкуса достаточно высоко, а в 60-е уже стали как бы песни о песнях, вторичные. песнями до 60-х можно поразить. А после - уже все же не совсем то. Я имею в виду также и не в последнюю очередь лирику.
2. Владимир Молчанов и сейчас весьма рулит на станции "Орфей", и все в том же скулящем ключе (по возможности в конкретных обстоятельствах). Передача "Интервью с дилетантом". Дилетант - это он. Раза 2 в неделю, с повторениями. Ему очень приятно, если кто-то говорит о тяготах прежних лет. И он вытягивает из интервьюируемого, как это было ужасно.
Кстати, прямой эфир в интернете - http://www.muzcentrum.ru/orfeus/live/
Если у сценариста задача сделать фильм о песнях, которые звучали в разные десятилетия, то, конечно же, на 50-х нельзя остановиться. Будут делить на десятилетия и крутить основные хиты того или иного периода. В принципе, такого типа фильмы я смотрел и в конце 80-х.