Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Не раз мы на форуме спорили по поводу того, как определить рамки советской массовой песни и т.п. Открыл я эту ветку не для того, чтобы начинать опять какую-то дискуссию, а просто для того, чтобы рассказать друг другу о том, как и почему мы пришли к советской песне. На сайте есть люди как старшего поколения, так и представители молодежи. Интересно было бы услышать что-нибудь от всех них. Включая, кстати, и тов. Лэйка! :-)
Что было решающим для меня и как я стал "фанатом"?
Произошло это когда я был классе этак в 6-7. До этого тоже были интересные эпизоды. Никогда не забуду, как где-то в 1979-80 гг, когда я ещё не ходил в школу, мы с бабушкой и дедом пошли гулять вечером в День Победы по центру Москвы. Улица Горького была перекрыта, шло народное гуляние, выступали оркестры, погода была отличная, теплая. И вот мне запомнились звуки духовых оркестров, которые играли вальсы... До сих пор это волшебное чувство осталось.
Ну а в середине 80-х мне тоже удалось побывать на нескольких первомайских демонстрациях, на спартакиадах на разных московских стадионах, в парках культуры, где ещё тогда были установлены уличные громкоговорители, из которых доносились радостные аккорды советских песен. Запомнилось также как на вокзалах Москвы (то ли во время отбытия, то ли во время прибытия) звучали по радио-системе мелодии советских маршей о Москве (особенно запомнилась "Здравствуй, Москва!" Лепина - потом долго-долго искал и никак не мог найти эту песню).
К советской песне я пришёл именно через вот такие (на тот момент уже довольно редкие) эпизоды радио-трансляций. Именно радио, не пластинки, стало моим путеводителем в мир советской песни. Радио!
Интересно, что ТОГДА я в своём детском уме как бы разделял советскую песню от песен военных. Военная лирика и военно-армейская песня каким-то образом были на переферии моего понимания и "аппетита" к советской песне. Песни, которые мне больше всего запали (именно гениальной способностью выразить ощущение мирного коллективного счастья), - это были песни о труде, о социализме...
По-видимому, ощущения, сформировавшиеся в детстве, остались и поныне.
Кстати, конкретный вопрос тов. Прохожему. Вы часто вспоминаете песни, которые уже очень давно не появлялись в эфире. А где они звучали раньше? По радио? В парках и на улицах городов? Не могли бы Вы поделиться воспоминаниями о том, как "всё это было раньше"? :-)
"Вроде статья "Не поступаться принципами" в "Советской России". Это была единственнаяч статья против отхода от классового подхода и против шельмования СССР, которая проскочила в печать в то "демократическое" время."
====================================================================
Статья-то была и неплохая, хотя, честно говоря, довольно топорно написанная. Но вот в чём парадокс. Иногда правильные слова сказанные не "тем" человеком делают и их восприятие совершенно другим. Нина Андреева - такая железобетонная баба с зыкинским бюстом и квадратными челюстями. Почему для озвучивания правильных идей всё время подбирали людей с такой "странной" внешностью и манерой говорить. Хотя для озвучивание "неправильных" тоже отбирались люди с соответствующей внешностью. Да, игра была задумана непростая...
Ну зачем так сразу, бюст, не хорошо так говорит про женщину, может конечно и не Л. Орлова. Но Ленин то же был не красавец, что однако не помешало ему быть гением.
Понеслось и поехало... :(
Вчера только порадовался, что созданная ветка привлекла к себе людей, создалось взаимное доверие, пошли интересные рассказы, обмен мнениями о том, что дает советская песня, и т.д.
Теперь вижу, что "начали за здравие, а кончаем за упокой". Тов. Губин, возможно, не думал, что один пост, который напрямую относится к предыдущему (но не к теме!) может породить скачок "не в ту степь". На мой взгляд, разумней бы было начать отдельную дискуссию, где можно обсудить и Андрееву, и ее знаменитую статью... и даже бюст, если так хочется...
Подобно товарищу prjadeev-у можно сказать, что жил и живу с советской песней, что для людей моего возраста это естественно. Хотя мой приятель-одноклассник к советской музыке (в формате сайта совмузыки) никогда интереса не проявлял. А когда появились эти самые ВИА, то он стал их фанатом, знал о них буквально всё. Мне тоже кое-что нравилось, но в целом они всегда были у меня на втором или третьем плане. У меня и сейчас никаких записей из их репертуара почти нет (не считая двух – трёх записей). Наверное многое зависит от того, какую музыку слушает человек в раннем детстве. Ну я хотел сказать, что интерес к советской музыке зависит не только от возраста, а ещё от чего-то. Если уж завёл речь о возрасте, то хочу пояснить, что я с 54-ого года(т.е. мне 54 года – интересное совпадение), мои школьные годы, т.е. время, когда формируются эти самые музыкальные и иные вкусы – это 60-е годы. Это были не самые плохие времена для советской песни. Песни любил слушать с раннего детства. Хорошо пели мать, старшая сестра и вся родня со стороны матери. Ни один праздник, когда собирались все родные, не обходился без песен. Пели всякие песни – народные, советских композиторов. Много было песен военных. Для нас, родившихся после войны, казалось, что всё, о чём вспоминают старшие за столом происходило очень давно(чуть ли не до нашей эры:-), а для них это был вчерашний день. Вспоминали все тяготы военного времени, родственников, не вернувшихся с фронта. И все эти воспоминания чередовались с песнями. А радио в дошкольном возрасте у нас ещё не было (впрочем как и электричества). Село - это ведь не город. Зато у тёти (маминой сестры) была такая чудесная вещь – патефон. И было много-много пластинок, ими была завалена вся нижняя часть комода. А меня на день всегда отправляли к ним, где я коротал время в компании с двоюродным братом-ровесником до вечера. Конечно, патефон и пластинки нам трогать не разрешали, но нас частенько оставляли одних, и тогда брат на правах хозяина доставал патефон и пластинки и мы принимались за дело. Впрочем у братца не было ни голоса ни слуха и ему больше всего нравилось крутить ручку патафона. А я всё пытался остановить его, чтобы прислушаться. Из рупора слышались песни, некоторые я узнавал – слышал как поют старшие. Случалось, что некоторые пластинки разбивались, тогда мы аккуратно заметали следы своего преступления и убирали патефон на место. Вскоре патефон изломался (но мы здесь ни при чём, в семье у тёти было ещё трое детей постарше нас:-), а меня за год до школы определили в детсад и я стал бывать у тёти реже. Когда я пошел в школу (1961 год) в дом провели радиоточку (повесили у потолка чёрную тарелку, какую можно увидеть в старых фильмах). Сколько было радости. Слушал и зарядку, и последние известия (хотя и не всё понимал), и концерты. Эта тарелка провисела несколько лет. Старшая сестра (на семь лет старше) оказала большое влияние. Она с пятого класса аккуратно записывала все песни в песенники и к тому времени , когда я выучился довольно бегло читать и разбирать её почерк (примерно во 2-3 классе) у ней уже было несколько общих тетрадей. Писала она аккуратно, всегда записывала авторов музыки и стихов тех песен, которые разучивались в школе на уроках пения. Имена Дунаевского, Блантера, Кабалевского, Раухвергера и другие мне известны с тех пор. Когда оставался дома один, доставал эти тетради, ходил по комнате и пел пододряд все песни. В детстве был неплохой дискант, маме нравилось моё пение (хотя какой маме не нравится как поёт её чадо). А какие там были песни? Да те, которые теперь считаются детской песенной классикой. «У дороги чибис», «Весёлое звено», «Взвейтесь кострами» и другие. Ещё можно вспомнить кино. Сестра всегда брала с собой в кинозал в районном доме культуры, а позже и сам стал ходить. А там «Весёлые ребята», «Волга-волга», «Цирк» с музыкой Дунаевского и другие фильмы. В четвертом классе после воспаления легких был направлен для реабилитации в детский санаторий где пробыл более полугода. Там была одна девочка с хорошим голосом Дома она толи в хоре пела, толи в музыкальной школе училась, а может и то, и другое. Воспитатели воспользовались этим и мы там разучили некоторые песни из кантаты Пахмутовой «Красные следопыты». Конечно я и слова такого не знал «Кантата», и фамилии композитора не знал. Это я узнал позже, а тогда просто запомнил песни. С тех пор мне полюбились пионерские песни. Этот интерес не угас и когда я вышел из пионерского возраста, и до сих пор я к ним неравнодушен.
О детских песнях хочется сказать особо. Многие (если не большинство) относятся к ним с каким-то пренебрежением. И это меня удивляет и огорчает. Может это очень хорошие люди с массой достоинств, но мне кажется что тот, кто забыл песни своего детства, упустил что-то очень важное, чего не могут заменить никакие другие их достоинства. По крайней мере среди моих знакомых я не знаю никого, кто бы знал и ценил детскую песню. Причём я имею в виду не эти многочисленные песни из мультфильмов про б
Причём я имею в виду не эти многочисленные песни из мультфильмов про барашек и чебурашек для самых маленьких детей, которые и исполняются часто не детьми (хотя я ничего против них не имею, у них своя аудитория), а именно пионерские песни. В пионерской песне была и романтика, и патриотизм и ещё что-то такое чего сразу и не сформулируешь. И этого нет в современной детской песне, это куда-то ушло. Да и кто пишет их сейчас для детей. В советские времена песни для детей писали талантливые авторы, многие из этих песен без всякого преувеличения можно назвать шедеврами. С другой стороны и не каждая взрослая песня является шедевром.
В школьные годы, впрочем, я не делил песни на детские и взрослые. Я об этом даже не задумывался. Достаточно было чтобы песня мне нравилась. Я знал массу взрослых песен и лирических и патриотических, всяких. Когда учился в пятом классе, в семье у тёти приобрели ламповую радиолу «Весна». И я вспомнил про богатую коллекцию пластинок.
Коллекция пострадала, часть пластинок покололи, но и целых ещё оставалось немало. Записи Краснознамённого ансамбля, Утёсова,Бунчикова, Нечаева, Руслановой, Трошина и других исполнителей. Конечно это всё звучало и по радио, но пластинки можно было выбирать и слушать по своему усмотрению и столько, сколько угодно. А потом дома на смену тарелке-радиоточке с её дребезжащим звуком пришел ламповый всеволновой радиоприемник.(не радиолу, хотя пластинок дома всё равно не было) Сколько интересных передач было в те годы на радио. И для детей, и для взрослых. Детские передачи слушал все регулярно. Взрослые, которые были для меня понятны и интересны, тоже слушал. Никакой попсы и рока еще не было, в передачах звучала чудесная музыка. Даже если это был не концерт, а литературная передача, то она тоже не обходилась без хорошей музыки. Среди любимых передач были «Клуб знаменитых капитанов», «Встреча с песней». Пионерскую зорьку слушал всегда. Ну и различные концерты. В старших классах диапазон интересов увеличился. Стал интересоваться классической музыкой. Да в те времена интерес к классике нетрудно было удовлетворить. Ведь было много передач познавательного плана, в которых не только звучала сама музыка, но и были рассказы о музыке композиторов и музыковедов. Помню музыкальные вечера для юношества, которые вначале вел Дмитрий Кабалевский. Для глубинки, где нет театров и концертных залов это было важно. В это же время у меня появился интерес к исполнителям. Я узнал имена тех людей, чьи голоса слышал по радио и на пластинках. К тому времени когда появились эти ВИА мои музыкальные вкусы в основном уже сформировались и они (эти ВИА), если так можно сказать, не выдержали конкуренции с той музыкой, которая мне полюбилась.
Телевизор у нас дома появился в начале семидесятых. Конечно телевизионные передачи я смотрел и раньше, но для этого надо было ходить к соседям, поэтому это было не очень регулярно, в основном фильмы ну и «Голубые огоньки». Хотя ещё во время пребывания в санатории в 1964-65 году нас по вечерам после ужина усаживали перед телевизором смотреть фильм. Помнится тогда шел первый советский многосерийный телевизионный художественный фильм «Вызываем огонь на себя». Но в плане совмузыки телевидение на меня в этот период заметного влияния не оказало. В семидесятых годах любил смотреть телевизионные фестивали «Песня года». С интересом отметил для себя появление нового детского хорового коллектива Большого детского хора. А в восьмидесятые годы этот фестиваль стал меня разочаровывать. Посмотрев очередной выпуск я говорил себе, что не очень нынче удачный концерт, песен хороших маловато, но на следующий год может что-нибудь поинтереснее покажут. Но на следующий год повторялось тоже самое или ещё хуже, я понял, что это не случайно, это – процесс и в конце 80-х вовсе бросил смотреть эти передачи.
Спасибо за интересный рассказ. Пока-что прочитал бегло, но вскоре проштудирую повнимательнее. :-)
Насчёт детских песен или, точнее, песен для подростков и юношества.
Я лично никогда к ним пренебрежительно не относился. Люблю, собираю, разыскиваю большое количество т.н. "пионерских" песен. Должен, однако, констатировать следующее. Пионерская песня где-то в 1960-е годы пережила сильный кризис и, на мой взгляд, не смогла оправиться после него. Что же произошло?
Во-первых, резко увеличилось количество пионерских песен и песен для школьников, пришли новые, часто не особо умелые композиторы-ремесленники. Во-вторых, ухудшился, стал более банальным, инфантильно-сюсюкающим сам репертуар. И в-третьих, набравшись академического профессионализма, многие детские хоры (и БДХ, и локтевцы, и хор ЦДКЖ п.у. С.Дунаевского) полностью потеряли свой шарм. Ни в каких советских песнях этого так не видно, как в детских и пионерских. Энергетика так и "прёт" от детских голосов 1930-начала 60-х, а потом слышна только лишь муштра, за некоторыми исключениями (например, Серёжа Парамонов), да писк. И оркестровка становится постной какой-то, блёклой, сиропно-слащавой.
А я старше Вас, уважаемыц Слушатель. Можете себе представить, какие были песни на 13 лет раньше! И так как жили мы в шахтерском поселке, то черные радиотарелки у нас были всегда. Так что я помню картину: меня купают в корыте, поставленном на две табуретки, а из тарелки раздается "Смелого пуля боится, смелого штык не берет" или ""Так-так-так" говорит пулеметчик, Так-так-так" говорит пулемет" или "Стань, казачка молодая у ворот, Проводи меня до солнышка в поход".
А классику я прочувствовал к середине 50-х по радио, а потом в областном городе накупил пластинок. Повезло, что попались долгоиграющие с двумя операми - "Фауст" и "Травиата" с Козловским и Шумской в главных ролях. Шумская-то - вообще лучшая певица мира (которую, кстати, выжила из Большого театра в 58-м году Галина Вишневская).
Между прочим, в те годы и позже по радио передавали иностранные оперы и оперетты на русском языке, и народ их массово знал, по крайней мере самые выдающиеся арии. Сейчас и певцы, и радио "Орфей" заимели манеру пускать записи на исходных языках, и в результате эти оперы и оперетты стали для большинства глухими. Теперь почти никто не знает ни арии Риголетто, ни арии Сильвы, ни о чем поет герцог в "Риголетто" - как будто про автомобиль, блин!
Я некоторое время назад спорил на оперном форуме, говоря, что надо нам передавать, да и в театрах ставить на русском языке, но большинство тамошних певцов в общем со мной не согласились. Они там больше за кордон смотрят, о народе не думают. И по "Орфею" иногдла передают, скажем, "Королеву чардаша" Кальмана (в советское время фигурировала как "Сильва") на венгерском. И получается нечто тупое и глухое. Там же еще и разговор идет, да и арии неизвестно о чем. В общем, не думают о народе.
Объясняют это тем, что на исходном языке арии звучат лучше. Но это, во-первых, неправда. Если сравнить песню герцога на русском и итальянском,. то на русском она звучит звончее. Да и если бы было похуже, то все же смысл тоже имеет значение. Может быть, "Илиада" на древнегреческом звучит более адекватно, но что-то мало кто читает ее на древнегреческом. Надо ли прекратить выпускать переводы?
История нашей страны пишется не только, и даже не столько в академических кабинетах. Вот он, вклад в описание советской жизни, здесь на этой ветке. Авторы расказывают о личном, казалось бы, частном. Но приводится множество деталей - к соседям ходили смотреть телевизор, "тарелка" на кухне, репертуар радиовещания, музыка, исполнители и песни, которые были "на слуху", на наиболее популярных пластинках, патефоны, ламповые радиолы (об особом тембре "лампового" звучания я тут уже писал), направленность на музыкальное развитие даже в "непрофильном" детском лечебном учреждении и множество других деталей советской жизни. Это все в совокупности есть "энциклопедия советской жизни", слегка перефразируя Белинского.
В мои школьные годы всячески поддерживались встречи с ветеранами, мы записывали их на "Яузу-5", а потом девочки переписывали их рассказы на бумагу. Я думал. что это просто некая дань уважения к ветеранам и сами эти записи особой ценности не имеют. Сейчас, в свете рассказов на этой ветке как-то вспомнились и эти наши походы в к ветеранам, переосмысливается и отношение к их рассказам - это ведь тоже история, живая история, только не понимал я этого. Один из них, помнится, показывал и рассказывал про подпольную типографию, в которой они печатали листовки еще в 1905-1907гг. на Лесной улице. Она (типография) тогда еще существовала в виде музея.
Вот такие мысли возникают от чтения этой ветки.
Лесная, 55. Билет - 50 р. Посещаемость небольшая и даже для одного посетителя могут провести полноценную экскурсию.
Для меня неожиданность, что московские власти не закрыли музей под коммерческие проекты в этой дорог Автор:
Евгений 18.06.08 18:48 Сообщить модератору
Это чуть-чуть улучшило мое в целом негативное отношение к московской власти. И тоже себе запомнил, как-нибудь снова схожу в этот музей.
Я также могу порекомендовать. Недалеко от метро Бауманская есть библиотека им.Некрасова.Там регулярно проводят литературно-музыкальные вечера, в которых часто звучат советские стихи и песни в приличном профессиональном исполнении. Обычно все бесплатно - пришли в библиотеку,- и мы в социализме.
Вот завтра концерт называется "Ради жизни на земле" и посвящен творчеству Твардовского и Исаковского. Думаю пойти.
Но не все передавались.
Например, все три упомянутых мной я в те годы ни разу не слышал.
Вообще не слышал "Эй, комроты, даешь пулеметы", а это песню пели югославские командиры на банкете по случаю освобождения Белграда - они учились вроде в Рязанском училище (воспоминания Симонова)
И еще некоторые, а уж песни типа Гимна демократической молодежи после середины 50-х уже не исполняли. "Так будьте здоровы, живите богато" даже без упоминания Сталина тоже не передавали.
И еще кучу других.