Поиск   По    
О Проекте Новости сайта Песни на CD-ROM Email Форум сайта English
 
 Наша Двадцатка
 Новинки
 Алфавитный указатель
 Авторы и исполнители
 Исторические периоды
    Дореволюционный
    Послереволюционный
    Предвоенный
    Великая Отечественная
    Послевоенный
    Оттепель
    Поздний СССР
 Тематические разделы
    Песни о Родине
    Советская лирика
    Песни о Труде
    Песни о городах
    Праздничные песни
    Морские песни
    Спортивные песни
    Пионерские песни
    Молодежные песни
    Песни о Вождях
    Песни о Героях
    Революционные
    Интернационал
    Речи
    Марши
    Военные песни
    Военная лирика
    Песни о ВОВ
 Плакаты
 Самодеятельность


 Друзья сайта:
    Александра Пахмутова
    Ретро Фонотека
    Старые газеты
    Старый песенник


 Реклама:
 

 





Привет форумчанам
Форум сайта
"Советская музыка"

Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме, непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.

НАЗАД
Тема
Мнение о стихотворении 1928 г.
Автор: Сатурн     16.01.10 12:03  Сообщить модератору

Интересно мнение не только о самом стихе, но и о его содержании.


Алексей Эйснер

КОННИЦА

Толпа подавит вдох глубокий,
И оборвется женский плач,
Когда, надув свирепо щеки,
Поход сыграет штаб-трубач.

Легко вонзятся в небо пики.
Чуть заскрежещут стремена.
И кто-то двинет жестом диким
Твои, Россия, племена.

И воздух станет пьян и болен,
Глотая жадно шум знамен,
И гром московских колоколен,
И храп коней и сабель звон.

Но вот - леса, поля и села,
Довольный рев мужицких толп.
Свистя, сверкнул палаш тяжелый,
И рухнул пограничный столб.

Надменный лях коня седлает,
Спешит навстречу гордый лях.
Но поздно. Лишь собаки лают
В сожженных, мертвых деревнях.

Греми, суворовская слава!
Глухая жалость, замолчи…
Несет привычная Варшава
На черном бархате ключи.

И ночь пришла в огне и плаче.
Ожесточенные бойцы,
Смеясь, насилуют полячек,
Громят костелы и дворцы.

А бледным утром - в стремя снова.
Уж конь напоен, сыт и чист.
И снова нежно и сурово
Зовёт в далекий путь горнист.

И долго будет Польша в страхе,
И будет долго петь труба, -
Но вот уже в крови и прахе
Лежат немецкие хлеба.

Не в первый раз пылают храмы
Угрюмой, сумрачной земли,
Не в первый раз Берлин упрямый
Чеканит русские рубли.

На пустырях растёт крапива
Из человеческих костей.
И варвары баварским пивом
Усталых поят лошадей.

И пусть покой солдатам снится, -
Рожок зовет: на бой, на бой!..
И на французские границы
Полки уводит за собой.

Плывут багровые знамёна.
Грохочут бубны. Кони ржут.
Летят цветы. И эскадроны
За эскадронами идут.

Они и в зной, и в непогоду,
Телами засыпая рвы,
Несли желанную свободу
Из белокаменной Москвы.

И в искушенных парижанках
Кровь закипает, как вино,
От пулеметов на тачанках,
От глаз кудлатого Махно.

Пал синий вечер на бульвары.
Еще звучат команд слова.
Уж поскакали кашевары
В Булонский лес рубить дрова.

А в упоительном Версале
Журчанье шпор, чужой язык.
В камине на бараньем сале
Чадит на шомполах шашлык.

А в ресторанах гам и лужи.
И девушки, сквозь винный пар,
О смерти молят в неуклюжих
Руках киргизов и татар.

Стучит обозная повозка.
В прозрачном Лувре свет и крик.
Перед Венерою Милосской
Застыл загадочный калмык…

Очнись, блаженная Европа,
Стряхни покой с красивых век, -
Страшнее труса и потопа
Далёкой Азии набег.

Молитесь, толстые прелаты,
Мадонне розовой своей.
Молитесь! - Русские солдаты
Уже седлают лошадей.

1928 г.



Ответы
Откуда дровишки?
Автор: Читатель  16.01.10 14:01  Сообщить модератору
...То бишь, откуда стихи? По эмоциям супер! Если оценивать рационалистично, то литературщина. Это видно в смаковании убийств и насилий. Явная перекличка со "Скифами". Хорошо бы подошло под авторство какого-нибудь студента или курсанта в любое время и в любой европейской стране (скажем, француз пишет о походе в Германию). Кстати, о коннице очень мало. О коннице и конной атаке блестяще говорил А.Н. Толстой устами своего персонажа в "Гадюке".

Читатель отредактировал это сообщение 16.01.10 в 14:04


Резуну должно понравиться :-)
Автор: Lake  16.01.10 14:22  Сообщить модератору
Если б не знал про 1928 год - счел бы за резунистское творчество.

А чему Вы собственно удивляетесь? "Милитаристское" народное творчество - оно всегда присутствовало (в т. ч. и после войны тоже) и имело свою нишу.


В стихе сквозит предостережение Европе против СССР
Автор: сфинкс  16.01.10 14:26  Сообщить модератору
и рекомендация нанести по СССР превентивный удар.


мнение
Автор: Константин Вершинин  16.01.10 14:32  Сообщить модератору
Не слишком удачное, не в меру кровожадное и несколько анахроничное подражание Блоку. С литературной точки зрения - неплохо, но не ново и сильно уступает прототипу.

Лейку: автор жил за пределами СССР.


В 1940 году автор добровольно вернулся в СССР и был репрессирован.
Автор: Клим  16.01.10 14:34  Сообщить модератору



Мягко говоря, Эйснер сгущал краски
Автор: I встречный  16.01.10 14:43  Сообщить модератору
Поскольку в то время он был в эмиграции (потом вернулся в СССР и стал советским патриотом). Русские солдаты не столь жестоко обращались с населением побежденных стран, как оккупанты из Европы. И не только гитлеровское нашествие можно вспомнить, но и наполеоновское. Какой след оставили просвенщенные францкзы в Москве, Смоленске и других городах? А когда русские пришли в Париж, Александр I запретил победителям какие-либо бесчинства.
Вот первая попавшаяся на эту тему статья в Инете.
195-ление ПОБЕДЫ РОССИИ НАД НАПОЛЕОНОВСКОЙ ЕВРОПОЙ Взятие Парижа 19 марта 1814 года (31 марта по н.ст.) явилось апофеозом нравственного подвига русских армий! Подвигом признанным, но не популяризируемым в чванливой Европе! А ведь в этой военной операции наши потери составили около 6 тысяч человек. Отсутствие мародёрства, грабежей, оскорбления святынь и насилия со стороны русских частей доказывает бескорыстность и искреннюю жертвенность освободителей.


Продолжение статьи
Автор: I встречный  16.01.10 14:44  Сообщить модератору
Кроме казачьих требований в ресторанном обслуживании: "Быстро! Быстро!" и вполне естественной связи с женским населением Франции, историкам-французам и вспомнить то нечего. Напомним, что российские историки отмечают такого рода связи в России, казалось бы, пленённых французов, что весьма показательно. Несостоятельными представляются отдельные "крики" о мародёрстве, которые, надо полагать, бессовестно инициировались у местного населения Талейраном и его приспешниками в политических целях. Так, хорошо известно, что русские войска дислоцировались в установленных для них местах и все расходы за постой несли за свой счёт. Точнее за счёт средств, выделяемых из государственной казны. Однако эти средства были весьма ограничены и даже недостаточны. Иные из командиров полков и дивизий потерпели в результате длительного постоя в Европе значительные убытки, а иные были и вовсе разорены, закладывали свои имения, чтобы расплатиться с долгами. Безусловно, такая политика проводилась и активно поддерживалась императором Александром I в противовес наполеоновской политике безнравственного своекорыстия и бездуховности в армии, в отношениях с завоёванными и подвластными народами. Член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, директор общественного Центра семейно-родовой культуры, действительный член Историко-родословного Общества, Российского Философского Общества РАН и Петровской Академии наук и искусств Шуринов Александр Сергеевич,


У наполеоновской великой армии был принцип "армия кормит себя САМА"
Автор: сфинкс  16.01.10 15:32  Сообщить модератору
отсюда все различия... "Капиталистическая" армия типа того.


///
Автор: Читатель  16.01.10 16:58  Сообщить модератору
На мой взгляд все эти "ужасы" литературного характера. Эдакий кроваво-патриотический романтизм молодого человека, который и рад нашествию этой орды, и боится. Сколько было автору? Воевал ли? И участвовал ли он сам хоть в одной конной атаке? И наверняка никого не насиловал. По крайней мере, на момент написания стихов. Так мне кажется. На "резунизм" равно как и на "антирезунизм" (юмористический) не похоже. Есть искренность, юмора же почти нет.


Читателю
Автор: Lake  16.01.10 17:21  Сообщить модератору
Дело в том что этот стих мне живо напомнил вот это:

Летят автострадные танки,
Шуршат по асфальту катки,
И грабят швейцарские банки
Мордатые политруки....




Бедный Эйснер. Ненависть таджика в Москве
Автор: олег_и  16.01.10 18:05  Сообщить модератору
После Октябрьской революции отчим вывез юного Эйснера на Принцевы острова. Так началась жизнь в эмиграции. Окончил кадетский корпус в Сараево.

В Европе зарабатывал на жизнь мойкой окон, рабочим на стройках. Писал стихи, общался со многими известными людьми русской эмиграции — Георгием Адамовичем, Мариной Цветаевой, дружил с Сергеем Эфроном.

Его стихотворение «Надвигается осень, желтеют кусты…» (опубл. 1932, часто именуется по строке: «Человек начинается с горя…») стало хрестоматийным и было очень популярным в литературных эмигрантских кругах.

Был участником литературного объединения русских эмигрантов в Праге «Скит» (1922—1940).

С конца 1920-х гг. стремился вернуться в СССР и в 1934 году вступил в «Союз возвращения на Родину».

В 1936 году защищал Республику в Испании, был бойцом 12-й Интернациональной бригады, адъютантом генерала Лукача.

В 1940 году вернулся в СССР, но вскоре был арестован и приговорен по статье 58-10 к 8 годам воркутинских лагерей, а потом отправлен в «ссылку навечно» в Карагандинскую область.

В 1956 году реабилитирован, вернулся в Москву. Занимался переводами, журналистикой. Выступал с устными воспоминаниями о войне в Испании и о Цветаевой, был консультантом театральных постановок об Испании. Написал несколько книг, а также опубликовал воспоминания о генерале Лукаче, разведчике Хаджи Мамсурове, воевавшем в Испании под именем Ксанти, Илье Эренбурге и Эрнесте Хемингуэе.




Lake.
Автор: S.N.Morozoff  16.01.10 22:14  Сообщить модератору
Резуну должно понравиться :-)
------------------
По Европе поползут зеленые танки,
Ночь черна как мазут в походной стоянке...

...Чтоб в походном мешке все прилажено,
Чтобы Ленин в башке был у каждого...


Да,
Автор: Сатурн  16.01.10 23:25  Сообщить модератору
согласен со всеми, кто заметил сходство с блоковскими "Скифами".

Интересно также представление похода на Запад в качестве некого анти-империалистического содружества "восточных" народов. И тот момент, что этот поход рассматривается в качестве ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО для самих западных народов...


///
Автор: Читатель  17.01.10 11:11  Сообщить модератору
Лэйку/
В примере с "автострадными танками" налицо ерничанье. Насколько я понял (текст целиком не знаю), это не "резунизм", а "антирезунизм". Стихи же Эйснера искренние, в них чувствуется определенное восхищение прогнозируемыми событиями (настолько, насколько завораживает пожар - трагично, но красиво). И пренебрежительные эпитеты употреблены в адрес европейцев ("толстые прелаты", "розовые мадонны"). А политруки у Эйснера отнюдь не "мордатые". Кстати, теперь подумал, что заграничное происхождение стихов бросается в глаза по Махно. Советский автор его бы не упомянул после разрыва оного в красными.
Олегу-и/
Спасибо за информацию. Кстати, не такой уж и бедный Эйснер - выжил все же.


оценка этого стихотворения скорее положительная, чем отрицательная
Автор: Прохожий  17.01.10 15:21  Сообщить модератору
Не думаю, что автор сочувствует "толстым прелатам", трусливо молящимся "мадонне розовой своей". Как раз наоборот! Русские войска несут народам Европы "желанную свободу из белокаменной Москвы" - об этом прямо (и без какой-либо скрытой иронии на сей счёт) говорит автор.
Если бы это стихотворение было написано в России в 1918-21 году (а не в эмиграции в 1928), воспринималось бы оно вполне однозначно (налицо тематическое и идейное сходство со "Скифами" А.Блока).
Некоторое "поэтическое преувеличение" потерь среди мирного населения - это на совести автора, русская армия никогда не была жестокой по отношению к мирным жителям. За мародёрство расстреливают.


Представьте на секунду СЕБЯ европейцами из стиха
Автор: сфинкс  17.01.10 23:49  Сообщить модератору
Вновь представив, лично я вижу предостережение против СССР и пропаганду агрессивной войны против СССР.


сфинксу
Автор: Прохожий  18.01.10 08:13  Сообщить модератору
Разумеется, европейцы из стиха, в большинстве своём, вряд ли истово возрадуются новоявленным "освободителям". И даже наоборот, при первой же возможности будут их (т.е. "освободителей") нещадно валить. Но отнюдь не в пользу "толстых прелатов" - проигравших геополитическое соревнование, изживших себя как власть и как социальный институт.
Более того, именно слабость режима "толстых прелатов" как таковая и делает возможным приход тех или иных непрошенных "освободителей". У народа (европейского) два выбора: либо защищать до последнего режим "толстых прелатов" (пока он ещё худо-бедно способен сопротивляться внешней экспансии), либо заблаговременно валить (а ещё лучше - ЭВОЛЮЦИОННО ВЫТЕСНЯТЬ) "толстых прелатов" - рассчитывая в таком случае исключительно на собственные силы, и ни в коем случае не допуская какого-либо прямого или косвенного участия внешних "освободителей". Но если уж случилось (т.е. "освободители" таки сделали своё дело), остаётся использовать ситуацию приблизительно "по образу и подобию" 1917 года.
Вот примерно такая позиция могла быть в 1928 году у "европейцев из стиха".

Прохожий отредактировал это сообщение 18.01.10 в 08:18


Реакция на униженное положение иммигранта.
Автор: Oleg2000  18.01.10 11:19  Сообщить модератору
Вот из стихотворения Эйснера 1924 года.

Порой от деда к внуку переходит
По деревням полуистлевший пыж
С эпическим преданьем о походе,
О том, как русские вошли в Париж.

Ах, всё стирает мокрой губкой время!
Пришла иная, страшная пора,
Но не поставить быстро ногу в стремя,
Не закричать до хрипоты «ура».

Глаза потупив, по тропе изгнанья
Бредем мы нищими. Тоскуем и молчим.
И лишь в торжественных воспоминаньях
Вдыхаем прошлого душистый дым.

Страшно подумать, что было бы, если бы в России победили белые. Кончилось бы фашизмом, захватническим угаром, бессмысленной проигранной войной и полным разрушением страны.

Прохожий
//Некоторое "поэтическое преувеличение" потерь среди мирного населения - это на совести автора, русская армия никогда не была жестокой по отношению к мирным жителям. За мародёрство расстреливают.//
Если армия будет, как у адмиралко Колчака в гражданскую - запросто...


Прохожему
Автор: Сатурн  18.01.10 12:09  Сообщить модератору
В этом стихе отражена некая диалектика империализма. Сначала западный империализм "разбудил" спящий Восток (образно говоря), сбил его со своего суверенного ритма развития. А затем, воспользовавшись некоторыми ВЫБОРОЧНЫМИ элементами западной цивилизации, взъерошенный Восток пришёл в цитадель империализма. Но вот здесь мы имеем очень интересный момент - "Восток" (Россия и "её племена") вместо того, чтобы применять к Западу то, что поначалу Запад применял к Востоку, как бы освобождает западные народы от пут "Цивилизации", возвращает им "ВАРВАРСКУЮ" СВОБОДУ. То есть это не обратный империализм, а создание принципиально МНОГОЯРУСНОГО, МНОГОПОЛЯРНОГО, РАЗНООБРАЗНОГО мирового порядка.


Сатурну
Автор: Прохожий  18.01.10 12:55  Сообщить модератору
Безусловно. "Восточный" империализм - с положительным знаком.
"Варварская" свобода - это ответ, противовес, реакция на навязанную Западом ЛЖЕЦИВИЛИЗАЦИЮ - марионеточно-компрадорская сущность которой маскируется поверхностным "копированием обозначений" (т.е. копированием незначительных ВЫБОРОЧНЫХ элементов).



Добавить ответ:
Ваше имя/ник:

Ваш email:

Ваш пароль:
Запомнить пароль    Как зарегистрироваться?
Тема:

Текст сообщения:




НАЗАД



© CopyLeft Lake, 2001 - 2024