Этот форум предназначен для обсуждения Советской эпохи и и музыки. Все сообщения, не относящиеся к теме,
непристойные сообщения, а также сообщения, оскорбительные для других участников форума будут удалены.
Это произведение, как рассказывал музыковед Юрий Евгеньевич Бирюков по радио год с лишним назад, 1911 года. Музыку написал Василий Агапкин. Во время революции белые сочинили на него свои слова, после чего в 1920-х - 1930-х оно считалось крамольным. Однако, потом его вновь вспомнили, уже во время войны его играли на фронте, а также его в 1940-х (примерно) его записал Орк. п/у Семена Чернецкого. А уже в середине 1960-х поэт Лазарев написал на эту замечательную музыку новый текст.
Чернецкого??? У Вас есть эта запись?
Моя самая старая запись - с диска "Русские и Советские марши", исполняет Военно-духовой оркестр п/у Ивана Петрова (он позднее, в 1950-58 гг. возглавлял военно-оркестровую службу МО СССР).
Еще читал, что до революции фирма "Экстрафон" выпустила огромный тираж пластинок с этим маршем. Найти бы хоть одну...
Извините, я ошибся, называя фамилию руководителя оркестра. Это, конечно, Иван Петров.У меня запись именно с этого диска.
Еще я слышал, что пластинки "Экстрафон" вышли, кажется, в 1914 году, но записью не располагаю. У меня была запись (это уже со словами) Казачьего хора и еще какого-то, но это поздние варианты, а еще классический вариант в исполнении какого-то духового оркестра, но это все у Вас, думаю, есть.
Тут всё время кто-то ищет какой-то текст на "Славянку", чего-то нашли случайно:
http://www.dk1868.ru/muzik/pesni1.htm
Смотреть “Мы дети России Великой!…”
Вряд ли существовал некий документ о "запрете". Точнее сказать - не исполнялся публично. Так же как сегодня не исполняется большинство песен этого сайта.
Я, всё же склоняюсь к тому, что марш просто был не очень популярен. Если сейчас при отправлении поездов принято играть "Славянку", то раньше, как мне говорила бабушка, исполняли "Тоску по Родине"(в Ленинграде, во всяком случае, вплоть до середины 70-х).
Как мы уже писали, есть действительно запись оркестра под управлением Петрова, на сколько может определить мой немного продвинутый слух, запись не позднее середины 40-х(может и раньше).
Тем более в литературе на эту тему, ничего не пишется о "запрете" славянки, хотя Тутунов(сейчас под рукой нет книги - точно написать!), пишет что тексты на эту мелодию были в Гражданскую Войну как у Белых так и у Красных.
Так же, нет сведений(и записей), что марш был популярен в эмиграции и в РОА. Было много других интересных маршей. Тем более в Союзе, в то время творили Чернецкий, Иванов-Радкевич и ещё много потрясающих композиторов писавших марши.
Делал программу ТВ про Василия Агапкина.
Его историю с фото можно найти на сайте http://www.tstu.ru/win/kultur/composer/agap/zhizn.htm
В кратце о запрете. Марш был запрещен до "после войны", поэтому он не мог звучать ни на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади (ТВ любят озвучивать этот парад "Прощанием славянки"), ни в сцене прощании в фильме "Летят журавли" (1941 год действия), когда герой Баталова уход на фронт.
Марш был написан в Тамбове осенью 1912 года. В это время он учился в Тамбовском музучилище. К стати, диплом он так и не получил.
Дом в котором Агапкин написал марш сейчас не существует. Впервые марш был исполнен оркестром Тамбовского кавполка (и первому, кому Агапкин показал марш, был капельмейстер оркестра, если мне не изменяет память, Милов). После революции Агапкин снова в Тамбове в оркестре ЧК. В доме, где он жил, сейчас, не к истории будет сказано - самогонный аппарат. Нас не пустили даже снять внутрь. Такой же дух.
Музея в Тамбове, посвященного Агапкина, как такого нет. В казармах кавполка сейчас военный институт, у проходной мемориальная табличка, на территории музей училища. Есть рубрика, но без личных вещей Агапкина.
В музучилище так же есть упоминание и мемориальная табличка о прохождении учебы в училище. Я бы обнаглел и предложил 15 минутный фильм (-ик), но и технически не осуществишь.
В кратце о запрете. Марш был запрещен до "после войны", \\\\\\\\\
Очень уж "в кратце". Если вы так уверенно говорите о запрете, не мешало бы привести хоть какое-то основание для таких утверждений. Не звучал - не означает, был запрещен. Сегодня на ТВ не слышно "Интернационала". Неужели запрещен?
Автор стихов "Прощание славянки с любезным, уезжающим на войну", написанных в 1817 году, - Политковский Патрикий Симонович, поляк, служивший в каком-то министерстве в Петербурге.
Вот например почитайте вот эту статью:
http://www.mk.ru/numbers/898/article25299.htm
Здесь он пишет, что всё же именно В.Агапкин дирижировал парадом 7 ноября и что Славянку играли. Подтвердить это не могу, нет видео парада. Тем более, это может и не помочь! Например, два фильма "Парад 1945"(цветной и нет), там озвучка отдельно от парада(кто без слуха, можно увидеть когда идёт техника, музыка играет а оркестр просто стоит), видимо это связано с качеством тогдашней техники. Хотя, единственный момент где оркестр звучит "в живую", это когда Жуков после объезда войск направляется к Мавзолею, тогда оркестр под управление Чернецкого, исполняет хор "Славься!"(или же тему из марша(самого Чернецкого) "Слава Родине", где трио построено на "Славься!" Глинки).
\\\Не звучал - не означает, был запрещен. Сегодня на ТВ не слышно "Интернационала". Неужели запрещен?\\\
Эк, Вы сравнили... Тогда и сейчас. Скажите, неужели, если б марш был не запрещен, "Прощание славянки" (!) не звучал бы? А что не звучал, во многих источниках указывается, многих музыковедов. Даже в провинциях, в военных училищах. Источники я имею ввиду печатные. Не буду приводить. Все равно звучит неубедительно, так как, действительно, официального запрета врядли кто-то найдет.
К-стати, а о чем мы говорим? Ну, запрещен. И что?.. Мало перегибов что ли было?
А если не запрещен, то приведите еще какую-нибудь убедительную причину, по которой такой марш мог не звучать по стране.
Господа, прошу простить вопрос дилетанта. В войсках существует легенда, что за всю историю военно-музыкальной России лишь один военный дирижер был награжден Георгиевским крестом, и получилось так: во время русско-японской войны один полчок побежал. Военный дирижер вывел оркестр, построил в шеренгу, вывел знаменосца с ассистентами - и под "Прощание славянки" повел вперед. Среди солдат понеслись слухи, что на позициях - или дядя царя, или сам царь. Полк развернулся и опрокинул японцев в штыки. Я про 1911 год прочитал, но уж больно красивая легенда. Может, хотя бы часть - правда?
Скорей всего речь идет о дирижере Илье Алексеевиче Шатрове автора “На сопках Манчжурии” (первый вариант «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», ), участвовавшего в сражении под Мукденом февраль 1905 года. Есть разные варианты описания этого эпизода.
"Десять дней и ночей сражался обескровленный, плохо вооруженный полк, окруженный со всех сторон неприятелем. Кончились патроны. Солдаты падали от голода и усталости. Командир полка развернул в боевой порядок остатки своего войска, - пытался вырваться из плотного кольца. - “Знамя и оркестр, вперед!” - крикнул он, но тут же свалился на бруствер траншеи. - “За мной!” - вырвался вперед подпоручик Мещерский. Пуля сбила с него шапку, но он не остановился. Под знаменем в пороховом дыму тускло сверкнули трубы оркестра, грянула музыка - и солдаты, с ружьями наперевес, ринулись в штыковую атаку. Дым застилал глаза. Ухнул снаряд. С визгом рванула шрапнель. Упал в мокрый снег, окровавленный трубач. Покатился в воронку выпавший из мертвых рук барабан. А оркестр наперекор смерти всё играл и играл торжественный боевой марш”.
другая версия
"Мокшанский пехотный полк русской армии попал в окружение. За несколько часов он потерял свыше 150 человек, в том числе и командира. Началась неразбериха. И в это время музыканты полкового оркестра под руководством капельмейстера Ильи Шатрова, отложив инструменты, пошли на прорыв. Полк воспрял духом, прекратил панику и пошел вслед за музыкантами. В результате полк избежал окружения и вышел в безопасный район для переформирования."
Семь уцелевших музыкантов были награждены за высшими солдатскими наградами - Георгиевскими крестами (тогда он назывался Знак отличия Военного ордена) 1 и 2 степени, а дирижер - орденом Станислава третьей степени с мечами.
Какие именно звучали марши (если звучали вообще) мне неизвестно.
И снова имя композитора-капельмейстера, теперь Шатрова, связано с Тамбовом - в сер. 30-х он руководил оркестром в Тамбовском кавалерийском училищи. На одной из центральных улиц, на доме в котором он жил мемориальная табличка. Агапкин и Шатров плотненько так праславили город. Во всех энциклопедиях указыватеся: по Агапкину, как город в котором написан "Прощание славянки", а по Шатрову руководство оркестром. Интересно их сослуживцы осознавали, с кем они служат бок о бок, как с рядовым знакомцем.
Вот нашёл текст "Прощания славянки" времён 1-й мировой войны
Встань за Веру, Русская Земля!
Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные поля.
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала -
Словно солнце твой лик воссиял.
Но ты жертвою подлости стала -
Тех, кто предал тебя и продал!
ПРИПЕВ:
И снова в поход!
Труба нас зовет!
Мы вновь встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская Земля!
Ждет победы России святыня.
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина-мать.
ПРИПЕВ.
Все мы - дети великой Державы,
Все мы помним заветы отцов
Ради Знамени, Чести и Славы
Не жалей ни себя, ни врагов.
Встань, Россия, из рабского плена,
Дух победы звоет: в бой, пора!
Подними боевые знамена
Ради Правды, Красы и Добра!
"Прощание славянки", очевидно, было в репертуаре оркестров Советской Армии Автор:
Дживс 1.09.06 20:33 Сообщить модератору
Потому что в книге самого С.А. Чернецкого "Служебно-строевой репертуар оркестров Советской Армии: порядок исполнения и методика разучивания", Военное Издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР, 1948, она упоминается на 33 странице, правда, в несколько негативных тонах: "В старинном марше «Прощание славянки» от начала марша до трио материал изложен в одной тональности, в ми-бемоль миноре. Однообразная гармония и бедная ритмическая фигура делают аккомпанемент весьма примитивным".
Но важно отметить две вещи:
1) по контексту, это не критика конкретно "Прощания славянки", а подчеркивание того, что советские марши отличаются от дореволюционных более богатой мелодикой и т.п.
2) вся книга построена как инструкция к разучиванию сборника, который, очевидно, был более чем официальным - «Служебно-строевой репертуар для оркестров Красной Армии». Воениздат НКО, 1945.
Т.е. ноты "Славянки" там должны быть (я пока не проверял, но проверю, если, конечно, он есть в РНБ).
В общем, марш не был запрещен, даже существовала легальная возможность его исполнять, но популярен он не был.
Действительно, есть он в этом сборнике 1945 года. Под номером 16, на страницах 40-43 (это сборник дирекционов, так бы он, конечно, много больше бы занял).
Так что можно было его играть.
Кстати, редактором сборника был, конечно, сам Семен Александрович Чернецкий.
Марш не был до революции популярен! Самым популярным маршем был "Тоска по Родине" Об этом говорит хотя бы частота встречающихся пластинок того времени. Даже "Дни нашей жизни" Чернецкого встречаются чаще. Пластинку с дореволюционной записью Славянки я видел один раз.
Самый популярный вальс "На сопках манчжурии", романс "Чайка"
Кстати, "Встань за Веру Русская Земля!" - современный текст. Я знаком с автором...
Марш был написан в 1912 г., когда шла Первая Балканская война (славяне против турок без России). В 1911 ее еще не было. Текст про Скобелева не мог быть написан тогда, ибо Скобелев уже 30 лет как умер. А появление "Славянки" в 1878 г. исключено. Я когда-то пытался в интернете найти "исконный" текст "Славянки" (думал, что там было что-то связанное с Балканской войной). Не могу дать ссылки (не сохранил), но нашел информацию, что у марша Агапкина "исконных" слов не было. Все тексты были написаны значительно позже.