Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
Дубинушка, соч 62 (2-ая редакция) - Римский-Корсаков - 04:46 (1124Kb) "Эх, дубинушка, ухнем!" Обработка для симфонического оркестра в лучших традициях классической музыки. Исконно русский национальный стиль в музыке сохранён (на то и Римский-Корсаков!), хоть ни одного народного инструмента и не слышно. Музыка: Н.А.Римский-Корсаков 1905г. Исполняет: Гос. Акад. Симф. оркестр, дирижёр - Е.Светланов Скачано: 18000 раз
Первая редакция ор. 62 (Дубинушка) была написана в 1905 году и именована композитором как "русская песня для оркестра с хором al libitum", вторая - датируется 1906-м годом. Год исполнения мне лично неизвестен.
Кроме того, нашёл кое-что про историю написания этого муз. произведения и некоторые сведения об общественной деятельности Н.А.Римского-Корсакова в годы первой русской революции.
Но - есть одно существенное неудобство: эти материалы - из Винницкой городской универсальной библиотеки им. Тимирязева, имеются в виде ксерокопий. Каким образом отсканированные копии с них вставить в комментарии, не подскажете? Можно, конечно, и вручную отпечатать, но как быть с нотами? Кроме того, и печатаю я не особо быстрым темпом...
Винничанин отредактировал это сообщение 18.09.10 в 18:49
Спасибо! От Вашей эрудиции просто ошалел.
Спасибо, что ответили. Не судите строго, но не понял, какой год исполнения?
"Венничанин" от староукраинского названия "Венница" (правописание через "ять")... Автор:
Винничанин 19.09.10 19:37 Сообщить модератору
А Вы, Олег Васильевич, тоже различные тонкости знаете! :-)
По поводу "эрудиции", думаю, - это лишнее! Просто когда я сам чем-либо заинтересуюсь, - начинаю копать, иногда - настолько глубоко, что и сам себе удивляюсь...
"Дубинушка"
Русская песня для оркестра с хором al libitum
Ор. 62. 1905-1906 гг.
В сентябре 1905 года Римский-Корсаков провёл несколько дней в Москве. Вскоре после его приезда началась грандиозная московская стачка. Римский-Корсаков был свидетелем мощных демонстраций бастовавших рабочих. Из воспоминаний В.В.Ястребцева мы знаем, что по возвращении в Петербург Римский-Корсаков рассказывал друзьям о своих московских впечатлениях. "Во время пребывания в Москве, - пишет Ястребцев, - он сам лично слышал, как громадная тысячная толпа рабочих, двигаясь по Тверскому бульвару, пела "Дубинушку"."
Нет сомнения, что именно под впечатлением московской забастовки и пения "Дубинушки" на улицах Москвы Римский-Корсаков создал свою обработку этой песни. "Дубинушка" написана Римским-Корсаковым тотчас по возвращении из Москвы и уже в конце октября была исполнена в симфоническом концерте под управлением А.Зилоти. Показательно, что в том же концерте исполнялась симфоническая пьеса Глазунова "Эй, ухнем" - тоже на тему рабочей песни, очень популярной в 1905 году.
В дни революционных событий 1905 года "Дубинушка" звучала не только, как песня труда. Она звучала как песня революции. Именно такой он показывает её в своей замечательной обработке. Неторопливо и уверенно звучит в пьесе Римского-Корсакова мелодия "Дубинушки", многократно повторяясь и обогащаясь блеском и мощью разнообразных оркестровых красок. Музыка полна энергии, твёрдой, порой грозной решимости. В ней слышится могучая поступь великого народа, поднявшегося на борьбу против враждебных ему сил.
Хор выступает в конце пьесы:
[вот тут бы как раз и вставить ноты конца пьесы, но как? - прим. комментатора]
Это могучее произведение песенной темы хором - итог, завершение музыкального развития и, вместе с тем, словесное выражение идеи, программного замысла пьесы. Характерны сделанные Римским-Корсаковым изменения в тексте народной песни. Вместо "Ой, дубинушка, у х н е м", - композитор пишет: "Ой, дубинушка, у х н и". И далее: дубинушка не только п о й д ё т; она уже и д ё т. Именно это торжественно провозглашает хор, заканчивая пьесу.
Смысл изменений, внесённых Римским-Корсаковым в народный текст, ясен: со словами Римского-Корсакова "Дубинушка" звучит как прямой призыв к борьбе. Так и была воспринята пьеса Римского-Корсакова при своём появлении на концертной эстраде. "Каждое исполнение "Дубинушки" в 1905 и 1906 годах, - пишет М.О.Янковский в книге "Римский-Корсаков и революция 1905 года", - вызывало своего рода политическую демонстрацию".
Спасибо за комментарий, отзывчивость и уважениние. Просто восхищён.
Рановато "спасибо" говорить, я ещё не закончил! Кстати, не для Вас одного стараюсь. Автор:
Винничанин 21.09.10 20:02 Сообщить модератору
Кроме того, допустил одну серьёзную оплошность - забыл указать конкретный (!) лит. источник, из которого взят материал (представляете, - забыл в библиотеке выписать, так что пришлось ходить по второму разу :-[ ).
Вышеупомянутый источник - А.Соловцов, "Симфонические произведения Римского-Корсакова". Государственное музыкальное издательство. М., 1960, стр.105-109
Итак, продолжим-с!
Далее идёт материал из книги А.Соловцова (да уж, всё, что подходит, нашёл только у одного автора!) "Николай Андреевич Римский-Корсаков", М., "Музыка", 1984, стр. 328--329.
Воспринятые в юности передовые общественные воззрения Римский-Корсаков пронёс через всю свою жизнь. Естественно, что в эпоху общественного подъёма, связанного с революцией 1905 года, Римский-Корсаков проявил себя мужественным, глубоко принципиальным прогрессивным музыкально-общественным деятелем. И творческая деятельность Римского-Корсакова в последние годы его жизни была ещё более тесно связана с русским освободительным движением.
Правда, говорить приходится об очень немногих произведениях. По сравнению с 1894-1904 годами в годы 1905-1908 интенсивность творческой деятельности Римского-Корсакова заметно падает. Причины этого ясны: несомненно, отвлекала от работы общая политическая атмосфера; не могла не нервировать обстановка в консерватории. Помимо этого, всё сильнее давала себя знать постоянно развивающаяся болезнь сердца.
Прямой, непосредственный творческий отклик на революционные события - "Дубинушка" (1905, вторая редакция - 1906), симфоническая пьеса (с хором al libitum) на тему известной рабочей песни.